Загальні статті / Харків

Ви тут: 78.com.uaСтатті / АнонсиЗагальні статтіВкуснее готовить самому или получать приготовленное кем-то?

Вкуснее готовить самому или получать приготовленное кем-то?

9 травня 2023, Загальні статті

Вкуснее готовить самому или получать приготовленное кем-то?

У нас на днях один гость заказал замечательное кофе капучино с корицей погорячее; ну так мы его в тыкву превратили, и смотрите, как наказали:

И так будет с каждым, кто повторит заказ несчастного.

Говорят, что порошок для приготовления кекса Betty Crocker в середине прошедшего века не имел никакого успеха на рынке. Судьба продукта начала благоприятно складываться только после того, как некий начальник службы маркетинга выяснил, что рецепт продукта нужно изменить: необходимо организовать всё таким образом, чтобы домашний повар был вынужден самостоятельно добавлять в смесь яйцо.

Куриное.

Эта идея шла совершенно поперёк логики: во-первых, добавляет покупателю хлопот на кухне, во-вторых - прежде самодостаточный продукт становился составным. Ну любой рациональный аналитик назвал бы эту идею никудышной. И, поскольку любой рациональный аналитик назвал бы эту идею никудышной, продажи этого нового неудобного продукта постоянно росли.

Суть состояла в том, что, добавляя яйцо, домашний повар, как это ни смешно, как бы вносит свой вклад в приготовление выпечки; и ему кажется, что он и впрямь готовит «по-настоящему».

Судя по тому, что на этот детский трюк, рассчитанный прям на совсем уже слабоумных, сработал, дело происходило в Штатах.

Расхожее мнение заключается в том, будто бы вещи нам более дороги, если мы их сделали сами. Маркетологи придумали название для того феномена - «эффект ИКЕА». Другими словами, только лишь потому, что вы рәхәтләнеп собрали этот деревянный стол сами, он ценен для вас больше, чем тот, который прибыл к вам в собранном виде.

И если имеется множество свидетельств тому, что совместное творчество увеличивает стоимость даже шаткой мебели, то хотелось бы узнать, верно ли то же утверждение по отношению к домашней еде, которую мы готовим собственноручно?

И что делать ресторанам, которые в этом отношении являются апостолами диаметрально противоположного подхода?

В ресторане ведь как? - чем меньше гостю приходится напрягаться, тем более лучше как бы. В последнее время считается, что и чай лучше разливать официанту, и солить-перчить, и всё прочее. К примеру, в упомянутом в гиде «Мишлен» по Чехии пражском ресторане La Veranda соли и перца на столах нет, но если попросишь - официант приходит с гигантской перечницей размером с бомбарду, самостоятельно добавляет перца, вопросительно глядя на гостя - дескать, достаточно ли? - и уносит.

А что, если мы все ошибаемся, и было бы правильнее позволять гостям ресторана доготавливать блюдо самостоятельно? Совсем чуть-чуть.

Ключ вставляем мы, но поворот делают они - такой масштаб.

Норвежские исследователи озаботились этими вопросами. В одной серии экспериментов различные группы людей (к счастью, не все они были студентами, как это обычно бывает) готовили в кухонной лаборатории еду из набора. Одним потом говорили, что еда, которую они пробуют, приготовлена ими самими, другим - что блюдо приготовлено кем-то еще. Как ни поразительно, пробовавшие «своё» блюдо оценивали его выше, чем то, которое, как им сказали, приготовлено другими.

Думаю, вы уже заранее догадались, что все пробовали одну и ту же еду (если вам любопытно, это была тикка масала).

Более того, те, кого попросили готовить блюдо после внимательного ознакомления с инструкцией на упаковке, оценили вкус его выше, чем те, кому надо было просто перемешать ингредиенты и разогреть получившееся.

Итак, чем больше повар вовлечен в акт созидания, тем лучше результат; для самого повара.

Вернёмся ненадолго к смеси для кексов. Эту историю про Betty Crocker рассказывают всюду, даже какой-то Майкл Поллан - знаменитый, вродь как, мериканский писатель, спец по теме «здорового питания»; он рассказывает о Betty Crocker в одном из своих бестселлеров.

Однако в 2013-м году в журнале Bon Appétit вышла статья, в коей сказано, что патент смеси для кекса, «которая требует от домашнего кондитера добавления свежего яйца», а не содержит яичный порошок заранее, был выдан в 1935-м году компании под названием P. Duff & Sons. А продажи смесей для выпечки (как со свежими яйцами, так и без них) застопорились в 1950-х.

И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а продажи-то потом возросли или всё-таки уже не возросли?

А я вам отвечу - инновация, в самом деле реанимировавшая продажу смесей, заключалась не в добавлении яйца, а в... оформлении глазурью. По-настоящему активизировал продажи взрыв интереса к украшению кексов и булочек фантазийными рисунками. Поэтому история порошков Betty Crocker - безнадежно устаревшая уловка. А вот вопрос о важности персонализации актуален до сих пор.

Если спросите меня - я согласен с нобелевским лауреатом, экспериментальным психологом, а ныне поведенческим экономистом Дэниелом Канеманом, автором неинтересной книги "Думай медленно, решай быстро". В своей публикации в газете The New York Times мистер Канеман пытается оправдать утверждение, будто "вкус сандвичей лучше, когда их готовит кто-то другой, а не вы". Лично сам я в рассуждении готовки парень ленивый, есть масса других занятий поинтереснее, а лучшая приправа - голод, поэтому когда получаешь сандвич хоть от кого-то - само собой, он кажется божественным.

А вы что думаете, уважаемые читающие?

Переглядів: всього 326, з них 5 сьогодні

Коментарі (0) додати →

Додати коментар

Хочете щось додати? Легко!
Ви не зареєстровані та/або не авторизовані на сайті.
Ваше повідомлення з'явиться на сайті тільки після перевірки модератором.
Зареєструйтесь – це дуже просто!
e-mail або ICQ або телефон або ... (на сайті не показується!)


Дорогі друзі!
Звертаємо вашу увагу, що у коментарях заборонено:

  • вживати нецензурні висловлювання та слова. Допускається відтворення лайок без особистісної спрямованості, за умови заміни не менше однієї літери слова значками *&# та іншими
  • розміщувати тексти, що суперечать законодавству України або закликають до його порушення
  • зловживати кнопкою Caps Lock, тобто. писати коментарі великими літерами. Такі висловлювання будуть видалятися
  • ображати інших учасників обговорення, авторів текстів на сайті та й взагалі ображати
  • розміщувати тексти, що містять пропаганду або агітацію, що порушують соціальну, расову, національну, статеву чи релігійну ненависть та ворожнечу
  • розміщення рекламних повідомлень (крім розділу «Дошка оголошень»), а також рекламних фраз у підписи або імена користувачів
  • обговорювати дії адміністрації (представників) сайту.

Кожен коментатор несе повну відповідальність за розміщену ним інформацію. За дворазове порушення правил коментування користувач може бути «забанен», тобто позбавлений можливості залишати коментарі на сайті. Причому назавжди.

Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст повідомлень, за винятком повідомлень, що розміщуються представниками сайту.