Колонка редактора / Харків

Ви тут: 78.com.uaСтатті / АнонсиКолонка редактораПочему в ресторанах не могут организовать нормальную стажировку для официантов

Почему в ресторанах не могут организовать нормальную стажировку для официантов

22 вересня 2020, Колонка редактора

Источник

Записки плохого официанта


Стажировка официанта проходит хаотично и по настроению. Как правило, в заведении есть или старший официант, или менеджер, или ведущий смены, или управляющий, которые могли бы составить чёткий план обучения, поэтому они его не составляют.
 

Приведу пример, но сначала — длинный заход. Введение, как принято писать в начале дипломной работы.

Недавно побывал в одном заведении, где туалет для гостей располагается примерно в полуметре от барной стойки, где бармен выдаёт заказы. Одновременно там же находится экран с программой, в которую официант «забивает» заказы, и самая важная вещь в ресторане после гостя — касса. Это всё, повторю, в полуметре от гостевого туалета.
 

Тут надо объяснить. Во-первых, обычно туалет для гостей делают где-то в удалении от подобных мест, чтобы гости не слышали, как обсуждают, возможно, их заказ.

Во-вторых, если нормальной звукоизоляции в туалете нет, гость может слышать, что происходит за стенкой туалета. На кухне, к примеру.

Был случай, когда официантка приняла заказ, пошла его оформлять. Гость пошёл в туалет («вымыть руки», как они это называют). Официантка прошла на кухню и передала поварам какое-то специальное пожелание гостя по блюдам. Повара всё это выслушали и охарактеризовали гостя крепкими энергичными выражениями. Из туалета гость вышел недовольный.
Чтобы избежать подобных вещей, повторю, туалет обычно делают в отдалении и с хорошей звукоизоляцией.
 

В том заведении, куда я недавно ходил, планировку делал мутант, который ни дня не работал в ресторане. Потому что иначе он бы знал, что вот это место, где касса и экран с программой оформления заказов — это самое шумное место в заведении, где происходят самые жаркие словесные баталии среди персонала. Если нужно что-то обсудить друг с другом, передать заказ коллеге, попросить бармена сделать «спецзаказ» (то есть не по меню) и выслушать от него, что пусть дома пьют, как им нравится, если нужно разменять деньги, если гость требует удалить блюдо из счёта — всё это и происходит у кассы и экрана.

И делать туалет в 50 сантиметрах от этого места силы — ну это аттракцион, конечно.
 

Зашёл я в туалет и слышу, как снаружи официантка проводит стажировку, объясняет новенькой, как работать. Радиопьеса.

Официантка рассказывала, как работать с программой, у какого стола какой номер, как правильно оформлять заказы по курсам, как отмечать уже отданные заказы, чтоб не запутаться, всё такое прочее. Объясняет толково, последовательно.
 

Дальше появляется новый голос с властными интонациями Повелителя. Я понимаю, что подошла менеджер.

- Ты чему учишь?
- Как оформлять заказы.

- Как оформлять заказы?

- Как оформлять заказы.

- Как оформлять заказы. А ты знаешь. А мне кажется, есть более важные вещи, которые надо объяснять на стажировке, нет? Зачем вот ты сейчас ей это объясняешь? Сейчас нам надо другому обучить, надо показать ей другое, я сейчас покажу, какое другое.

Что в это время произошло в голове у стажёра?
 

На новом месте работы и так куча информации, у всякого стажёра голова пухнет. Тут хотя бы толково объясняли, как оформлять заказы. Только-только она начала вникать в один аспект работы, только-только начала впитывать какую-то информацию, как всё разрушилось и нужно заново вникать в какое-то другое.

Плюс к этому, стажёр видит, что плана обучения нет, потому что менеджер просто по настроению решила личным присутствием нарушить нормальный педагогический процесс.
 

Обычно в заведениях стажёра «прикрепляют» к какому-то официанту, чтобы тот стал ну как бы наставником для новичка. Если официант действительно толковый и всё объясняет хорошо — это ещё благо. Но проблема в том, что один официант обучает стажёра по-своему, второй — по-своему, третий — по-своему. Три стажёра получают три разных представления о том, как надо работать.
 

Не раз и не два бывало, к примеру, такое, что стажёр спрашивает у «наставника»:

- А вот приборы гостям выносить надо сразу же, как сделали заказ?

- Нет, одновременно с блюдом.

- А мне вчера Саша говорил, что надо заранее.

- Ну, Саша выносит заранее, а я выношу одновременно.

- А правильно заранее или одновременно?

- Ой а. Ты чо блин а. Давай без этого а. И так работы хватает, ещё ты мне тут будешь.
 

Или стажёр стоит посреди трёх официантов, один из которых якобы проводит обучение, а ещё двое помогают запутать стажёра окончательно:

- Вот смотри, у нашей тольятты по умолчанию идёт прожарка medium…

- В смысле, ты чо. Какой там medium? Максимум medium well.

- Я те грю, там medium. Меня самого так учили.

- Ты видел вообще тольятту?

- Ну.

- Ну! Где там medium? Если гость попросит — сделаем, а так medium well.

- Ну не знаю, мне повара говорили, что там medium.

- Ты их слушай больше, губошлёпов этих. Кулинарный техникум закончили и думают, что умеют готовить.

- Мне повара говорили, что там medium. И я своим гостям так говорю.

- И потом выносишь medium well, зашибись. Тебе стажёра дали, а тебя самого ещё учить. Ты прожарки-то знаешь вообще? Какие бывают?

- Ой а. Ты чо блин а. Давай без этого а. И так работы хватает, ещё ты мне тут будешь.
 

Когда спор утихает, бедный стажёр шёпотом спрашивает, при чём тут медиум, ведь это же вроде бы такой человек, который духов вызывает?

И моё любимое — когда за стажёра самолично берётся менеджер и начинает «обучать» каким-то неведомым, фантастическим вещам типа воронки продаж и кивков Салливана, которые в 99,99% случаев никому не нужны. Стажёр вынужденно выслушивает эту ересь, после чего, если остаётся-таки работать, ходит и удивляется, для чего тратили время, если ничего не пригодилось?
 

Сам я очень не люблю стажировать кого бы то ни было, потому что понимаю: вот сегодня я что-то рассказываю и объясняю, но завтра у меня выходной, стажёра передадут кому-то другому, и этот кто-то другой будет рассказывать и объяснять совершенно иное.
 

Плюс — когда работаешь со стажёром, всю работу приходится делать в десять раз медленнее, чтобы попутно рассказывать, что ты делаешь и зачем. Когда без стажёра — заказ оформляешь за 2 секунды на алгоритме, голова даже не включается, руки сами помнят. Когда со стажёром — заказ на эспрессо оформляешь дольше, чем он готовится, чтобы показать, куда нажимать, куда не нажимать никогда, как менять номер стола, если гость пересел и т. д.

Главный вопрос: почему же всё-таки никто не в состоянии организовать план обучения, чтобы все стажёры получали более или менее адекватную, достоверную и одинаковую информацию о работе в конкретно этом заведении?
 

Ответил на этой великий Чехов: «Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума».


#рестораны и кафе #работа #еда #юмор

Переглядів: всього 253, з них 1 сьогодні

Коментарі (0) додати →

Додати коментар

Хочете щось додати? Легко!
Ви не зареєстровані та/або не авторизовані на сайті.
Ваше повідомлення з'явиться на сайті тільки після перевірки модератором.
Зареєструйтесь – це дуже просто!
e-mail або ICQ або телефон або ... (на сайті не показується!)


Дорогі друзі!
Звертаємо вашу увагу, що у коментарях заборонено:

  • вживати нецензурні висловлювання та слова. Допускається відтворення лайок без особистісної спрямованості, за умови заміни не менше однієї літери слова значками *&# та іншими
  • розміщувати тексти, що суперечать законодавству України або закликають до його порушення
  • зловживати кнопкою Caps Lock, тобто. писати коментарі великими літерами. Такі висловлювання будуть видалятися
  • ображати інших учасників обговорення, авторів текстів на сайті та й взагалі ображати
  • розміщувати тексти, що містять пропаганду або агітацію, що порушують соціальну, расову, національну, статеву чи релігійну ненависть та ворожнечу
  • розміщення рекламних повідомлень (крім розділу «Дошка оголошень»), а також рекламних фраз у підписи або імена користувачів
  • обговорювати дії адміністрації (представників) сайту.

Кожен коментатор несе повну відповідальність за розміщену ним інформацію. За дворазове порушення правил коментування користувач може бути «забанен», тобто позбавлений можливості залишати коментарі на сайті. Причому назавжди.

Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст повідомлень, за винятком повідомлень, що розміщуються представниками сайту.