Колонка редактора / Харьков
За что официанту чаевые, ведь у него есть зарплата
21 сентября 2020, Колонка редактора
Источник
Записки плохого официанта
Официант сродни девушкам определенной категории (надеюсь, вы понимаете, о чем я, о тех самых девушках, начинается на «прости», в середине «тут», заканчивается на «ки»). В том смысле, что и они, и мы можем получить чаевые за свою работу. Только наша задача - качественно дать в рот, а не взять.
Так за что же, собственно, нам чаевые, ведь мы просто выполняем свою работу?
Я до сих пор не знаю точного ответа на вопрос, откуда взялись чаевые, а поисковик на запрос «книга история чаевых» выдает какую-то ересь :-) Однажды я, будучи на смене, когда гостей было не очень много, вслух задал вопрос, как бы в воздух: «Как появилась традиция оставлять чаевые?». Все пожали плечами, а один из постоянных гостей, который, оказывается, меня услышал, ответил с места: «Но традиция хорошая, правда?». Он, кстати, всегда оставлял хорошие чаевые, и до этого моего вопроса, это как у Владимира Вишневского:
А я дзюдо
любил и до.
Немного порыскав в интернете, я обнаружил, что информация по этому вопросу весьма скудная, так что тема для меня открытая, если кто-то знает хорошую литературу — прошу в комментарии, буду рад помощи.
Что удалось выяснить: выражение "давать на чай" появилось в сороковые-пятидесятые годы ХIХ века. Именно к этому времени В. И. Даль относит возникновение поговорки "Ныне уж нет сбитню, а все чаек; не просят на водку, а просят на чай". А у Гоголя в «Ревизоре», помните, городничий говорит Осипу: «Ну что, друг, право, мне ты очень нравишься. В дороге не мешает, знаешь, чайку выпить лишний стаканчик, — оно теперь холодновато. Так вот тебе пара целковиков на чай», и потом еще, через несколько реплик: «Там я тебе дал на чай, так вот еще сверх того на баранки». Комедия «Ревизор» была завершена в 1835-м году, по времени это приблизительно совпадает с утверждением, что чаевые появились в 40-е XIX века.
А к нам «чаевые» пришли из Европы, само собой, где слово tips, по одной из наиболее распространенных версий, было аббревиатурой и означало to insure prompt service, «для обеспечения скорости обслуживания», и это было в ходу уже в XVIII веке. Якобы в постоялых дворах, первых кофейнях и, позже, чайных, стояла как бы коробка с этой надписью - TIPS — и, если гость, кидал туда монетку, ему несли в первую очередь, примерно так работало.
Это байки и сказки, как авторитетно заявляют исследователи языка, они говорят, что вплоть до XX в Британии не было акронимов, поэтому про аббревиатуру — это сказки. По последней версии, каковая якобы «доказана», никаких доказательств и ссылок не нашел, слово tips было частью секретного языка криминального мира, используемого в Британии с конца XVI века, где to tip означало «делиться, отдавать какую-то часть кому-то». И потом, вот уже как раз в XVIII веке, выражение оно попало в литературный английский язык в значении «делиться чем-то», «дать что-то небольшое».
Но главный-то вопрос остался открытым — за что чаевые? Официант получает зарплату, как всякий наемный сотрудник, так за что ему дополнительные деньги? Судя по комментариям, этот факт крайне возмущает соотечественников (в скобках замечу, мне кажется иной раз, что это банальная зависть, но я могу ошибаться).
Приведу здесь слова коуча по хорошим манерам, зовут его Симон Епископосян, вот что он говорит о сущности чаевых: «Чаевые — это совершенно рыночной механизм, они служат 2 целям: во-первых, тому, чтобы выделить хороших игроков рынка, мы же их выделяем своими чаевыми; а вторая — благодаря чаевым рынок эволюционирует, хорошие игроки благодаря чаевым развиваются, а плохие игроки, которые не могут предоставить хороший сервис, без чаевых усыхают»
«То, что нам надо чаще практиковать чаевые, это не означает, что надо оставлять чаевые там, где тебе не понравилось обслуживание. Не понравился тебе этот парикмахер — не оставляй чаевые, никакие»
«Мы вносим свой вклад на том участке рынка, где мы есть, и хороших, добросовестных участников рынка становится больше»
То есть чаевые это не просто какие-то деньги, как сдача, а это именно благодарность за сервис. Таким образом, если оставлять чаевые, можно повысить сервис.
Что лично меня радует — эти слова совершенно совпадают с тем, что я однажды написал где-то здесь же в комментариях: если бы чаевые были в ходу не только у официантов, таксистов и девушек, а во всех сферах — у врачей, у учителей, у банкиров, у всех «взрослых» — всем было бы веселее и интереснее работать. Многие слабоумные (извините, если вас это обижает, но вы слабоумные, я не могу грешить против истины) пишут в комментариях, что надо запретить чаевые, надо отказаться от них и т.д. От мозгов эти люди уже отказались :-) Чаевые нужно развивать и поощрять, надо внедрять их туда, где сегодня они якобы «неуместны», «неприличны», ибо таким образом мы, действительно, стимулируем хороший сервис и добросовестное исполнение работы. А кто не умеет работать и ленится — тот пусть и живет на зарплате, это справедливо.
Как и девушки, чья профессия начинается на «прости», в середине «тут», а заканчивается на «ки», мы, официанты, можем исполнить работу плохо, средне, хорошо, отлично, незабываемо и т. д. Почасовая оплата одинаковая. И вот только чаевыми, в сущности, оценивается реальный уровень нашего профессионализма; или отсутствия такового.
Не забываем в комментариях писать про высокомерие автора и как это противно, обязательно напоминаем, что автор — всего лишь халдей и холуй, который должен носить тарелки живо и молча, расскажите, как вас раздражают чаевые и как вы героически их не оставляете, также жду вопросы в духе «почему называете посетителей гостями, ведь с гостей денег не берут».
#рестораны #кафе #работа #еда #юмор
Просмотров: всего 752, из них 2 сегодня
Комментарии (0) добавить →