Колонка редактора / Харьков
Перезагрузка списка богатейших
1 мая 2020, Колонка редактора
По материалам Forbes
Список Forbes 2021 наверняка будет отличаться от списка этого года. Изменения, которые происходят в мире из-за пандемии, дают шанс выйти на первый план телекоммуникационным компаниям, медицинскому бизнесу, онлайн-ретейлу. Однако в суровых реалиях перемены в списке будут в гораздо большей степени связаны с ценами на энергоносители и природные ресурсы.
Традиционный рейтинг Forbes был опубликован в разгар экономического кризиса и пандемии. Удар ощутили на себе все участники списка, и это связано в первую очередь с общим падением рынков во всем мире. Инвесторы бегут из рисковых в защитные активы. Наибольшим спросом пользуются высоколиквидные ценные бумаги развитых стран и долларовая наличность. В итоге в выигрыше оказались в первую очередь те участники рейтинга, у кого на момент начала кризиса наибольшая доля активов находилась в валютном, прежде всего долларовом, кеше.
Но уже в среднесрочной и тем более долгосрочной перспективе важнее станет отраслевая принадлежность активов участников списка Forbes, поскольку кризис неравномерно ударил по разным индустриям. Наиболее заметное падение котировок произошло в таких отраслях, как транспорт, энергетика, традиционный (то есть офлайновый) ретейл, в то время как в выигрыше оказались телекомы, медицина и компании, связанные с онлайн-развлечениями.
Падение первых объясняется не влиянием самого вируса, а ограничениями, введенными в целях борьбы с его распространением. Авиакомпании и аэропорты, например, несут потери, а телекоммуникационные компании только выигрывают от перевода жизни людей в онлайн. Является ли происходящее временным сдвигом или речь идет об изменении прибыльности разных индустрий, которая сохранится и после окончания кризиса? Для всей мировой экономики в целом мы можем ожидать так называемого V-образного кризиса, когда за периодом существенного падения следует достаточно быстрое восстановление до начального уровня. Но некоторые из изменений, скорее всего, останутся с нами и после окончания кризиса, что может существенно отразиться на списке Forbes уже в следующем году.
Из всего множества перешедших в онлайн активностей далеко не все вернутся в офлайн. Люди, скорее всего, даже после окончания кризиса станут существенно меньше перемещаться в пространстве и при прочих равных будут предпочитать дистанционные услуги. Наиболее заметно это будет в сфере торговли. Общая тенденция перехода ретейла в удаленный формат наблюдалась в последние годы, но кризис дал этому процессу дополнительный импульс. Существенная часть покупателей, воспользовавшаяся услугами онлайн-магазинов и сервисов доставки, уже не вернется обратно к старомодным походам по магазинам. Так что в розничной торговле будут происходить, пожалуй, наиболее значимые изменения.
И тут на первый план выйдут вопросы логистики и своевременной доставки товаров, а также анализа данных по предпочтению клиентов, которые позволят построить наиболее качественные рекомендательные системы. Компании, которые лучше других решат эту проблему, и станут победителями в конкурентной борьбе, что заметно отразится на позициях участников рейтинга Forbes. Также можно ожидать резкого увеличения количества сотрудников, которые будут работать удаленно. Принудительный переход на работу онлайн показал, что многие из тех, чье присутствие в офисе казалось жизненно необходимым, отлично справляются со своими обязанностями из дома. Правильная организация дистанционной работы сотрудников станет одним из ключевых конкурентных преимуществ, позволяющих снизить издержки.
При этом существенно изменится рынок офисной недвижимости, который во многом переориентируется с модели B2B на модель B2C, предлагая рабочее пространство не фирмам, а работникам, переведенным на удаленный режим работы и мучительно пытающимся найти спокойный уголок для работы.
Надо понимать, что переход на удаленную работу, когда любые взаимодействия между людьми строго регламентированы и подчинены расписанию созвонов в Zoom, несет в себе и существенные издержки. При такой суперструктурированной организации общения сокращается количество «случайных рабочих встреч», когда у вас есть возможность спонтанно поговорить с коллегой (или конкурентом) и узнать что-то неожиданное и новое, о существовании или о полезности чего вы даже и не догадывались. Такие случайные встречи особенно важны в инновационных индустриях, где вы зачастую заранее не знаете, где и у кого можно найти правильный ответ или от кого услышать правильный вопрос.
Именно увеличением частоты таких случайных взаимодействий многие объясняют феномен инновационных кластеров. Так что переход к дистанционному общению будет происходить в большей степени в индустриях, где темпы инноваций не являются критичными. Другим возможным итогом может стать общее снижение темпов инноваций из-за недооценки важности таких случайных взаимодействий. Еще одной сферой, где, скорее всего, произойдут существенные изменения, будет медицина. Как и онлайн-торговля, эта отрасль уверенно росла во всем мире, но кризис, связанный с коронавирусом, придаст дополнительный мощный толчок этой сфере. Практически во всех странах мира следует ожидать серьезного роста государственных расходов на здравоохранение: на это будет существовать огромный запрос со стороны населения.
Можно ожидать, что особое внимание будет уделяться развитию дистанционной медицины, включая как постановку диагноза, так и лечение. Оказание медицинских услуг онлайн по-прежнему остается экзотикой, но по мере развития технологий и медицинских устройств, способных передавать информацию в режиме реального времени, эта область будет играть все большую роль, и именно в этом секторе следует ждать наибольших изменений.
Самые устойчивые к коронавирусу участники рейтинга Forbes
Алкоголь (дистрибуция и производство).
Если посмотреть на прошлые кризисы, то рост потребления алкоголя населением наблюдался в течение года-полутора до момента начала адаптации, отмечает партнер «НЭО Центра» Инна Гольфанд. Вызвано это ростом стресса, связанного с увольнениями и денежными проблемами, говорит она.
В последнюю неделю марта люди активно закупались алкогольной продукцией на период изоляции. И если на первую неделю апреля пришелся спад 20-30%, так как у населения сформировались запасы, то на второй неделе снова наблюдался рост продаж, говорит он.
По итогам общения с ретейлерами и производителями пришли к выводу, что сейчас растет потребление пива. Причины в том, что это недорогой напиток и многие люди, перейдя на удаленную работу, закупили целые ящики, говорит Гольфанд. Пиво можно пить в течение дня, сильно не пьянея и сохраняя работоспособность. В то же время многие крепкие напитки, кроме водки, подорожали. Движение цен на отечественные товары будет следовать за ценниками импортной продукции. «В итоге средний класс будет переходить постепенно к товарам подешевле, то есть к национальному производителю, а незащищенные слои населения увеличат потребление контрафакта», — опасается Гольфанд.
Удобрения
Люди будут есть всегда, поэтому спрос на используемые в сельском хозяйстве удобрения будет сохраняться. Его могут подстегнуть вспышки голода в некоторых регионах, которые вынудят обрабатывать новые почвы более интенсивно и, соответственно, больше удобрять их, добавляет эксперт.
Просмотров: всего 531, из них 2 сегодня
Комментарии (0) добавить →